- Великобритания (6)
- Венгрия (2)
- Германия (17)
- Дания (1)
- Индонезия (1)
- Испания (2)
-
Италия (29)
- Ahura
- Arte casa
- Artigiano capodimonte
- B-Home Interiors
- Bertozzi cornici
- Bruno costenaro
- Cattin
- Ceramiche dal pra
- Ceramiche ferraro
- Chinelli
- Cre art
- Duccio di Segna
- Elite & fabris
- Euro far
- Franco s.r.l
- G.g
- Italcornici
- IVV
- La medea
- Linea argenti
- Porcellane principe
- Roberto cavalli
- S.v. di sabadin vittorio & c. snc
- Same decorazione s.r.l
- Schiavon
- Sibania
- Tiche
- Venturi arte
- Zampiva
-
Китай (12)
- Chaozhou fountains&statues making co.ltd
- Chaozhou ze zhou manufactory co
- Comego enterprise company
- Dalian hantai trade co LTD
- Frame factory of chaozhou
- Glance
- Hangzhou jinding import & export co. LTD
- Hebei grindiing wheel factory
- Maxwell & williams
- Polite crafts&gifts co., LTD
- Porcelain manufacturing factory
- Гонконг
- Португалия (2)
- Россия (14)
- США (3)
- Украина (1)
- Уругвай (1)
- Филиппины (2)
- Франция (13)
- Чехия (9)
- Япония (2)
- Без производителя
История фарфора в России
История русского фарфора
Русское слово «фарфор» происходит от персидского «фахфур». Это слово переняли русские купцы у своих персидских коллег, которые возили в Европу китайскую посуду. Слово «порцелан» с итальянскими корнями, которым обозначают фарфоровые изделия в Европе, на Руси не прижилось. Интересно, что именно китайские традиции росписи были особенно популярны у русских мастеров на первом этапе развития фарфорного дела.
Гончарное искусство в России развивалось еще в XIV- XV веках, но отсчитывать историю русского фарфора принято от 1740 года. Именно в этом году началось производство художественной майолики на московской фабрике купца А.Г.Гребенщикова. Первые изделия были массивными, желтовато-розового цвета с синевато-белой эмалью. В XVIII же веке начинается и производство русского фарфора.
«Завести» русский фарфор мечтал еще Петр I. Он даже отравлял в Мейсен «шпиона» Юрия Кологривого, который должен был выведать секретный рецепт. Но операция провалилась. Надо отметить, что император Петр был большим почитателем фарфора: он заказывал китайским мастерам вазы с российскими гербами, аптекарские принадлежности и бритвенные тазики.
Но получить русский рецепт смеси удалось только при Елизавете. Одновременно это случилось в Петербурге и Москве. На московской фабрике Афанасия Гребенщикова, который был большим знатоком гжельских глин, секрет фарфора разгадал его сын Иван. Первым фарфоровым изделием фабрики стала чашка с узором из синих травинок. Но развивать фабрику императрица не позволила – в это время она открыла фарфоровую фабрику в Петербурге. Там рецепт фарфора нашел Дмитрий Виноградов. Ученый открыл его независимо, путем долгой работы. Уже при Виноградове фарфор императорского завода успешно конкурировал с мейсенским. Первоначально изделия выдерживались в модном тогда китайском стиле, выпускали лаконичные вазы, бутыли, чаши без ручек. В росписи тоже преобладали восточные мотивы – сосна, бамбук хризантема. Была отдельная линия фарфоровых табакерок природных форм: в виде граната, грозди винограда, дыни.
Постепенно начали возникать и частные фарфоровые фабрики, например известное производство в подмосковном селе Вербилки, основанное англичанином Гарднером. На фабрике выпускали дорогие тонкие сервизы и мелкую пластику. В росписи гарднеровского фарфора преобладали яркие, сочные краски, характерные для русской народной керамики. А в качестве своего фарфора были так уверены, что даже подделывали марку мейсенской мануфактуры. Предполагают, что достичь таких высот англичанину помог один из потомков Гребенщикова, который работал на фабрике мастером.
Время расцвета русского фарфора конец XVIII – начало XIX века. К этому времени расширился ассортимент, теперь рассчитанный на все слои населения, фарфоровая посуда стояла и на императорском столе, и в простом трактире. В России постепенно научились ценить как отдельное достоинство белый цвет фарфора, появилась традиция дарить фарфоровые изделия и сформировалась теперь известная повсюду традиция русского чаепития.